"Христианские" храмы

Перейти вниз

"Христианские" храмы

Сообщение  Андрей Львович в Чт Июн 07, 2012 10:36 am

ХРАМ
Центр христианского культа — церковь (по-гречески «кириакон» — «дом господень», или «экклесиа» — «народное собрание», или храм, буквально «дом»). Католические храмы в Польше и России называются костелами, а лютеранские — кирка-ми. В кирках нет ни окон, ни скульптур.
В церкви совершаются богослужения, чтобы верующие могли вступить в общение с богом и получить «божественную благодать». Известный церковный авторитет Симеон Солунский поучал, что «в храмах
ЯВЛЯЮТСЯ божественные силы, совершаются чудеса, явления ангелов и знамения святых, исполняются прошения и даруются исцеления». Христианские богослужения состоят из таинств, молитв, священных песнопений, чтения «священного писания» и по¬учений. У православных богослужения бывают общественные: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия и частные: таинства, молитвословия, молебное пение на разные случаи.
Православный храм делится на три части: предхрамие, или притвор (передняя часть), неф — корабль (средняя часть) и алтарь (от латинского выражения «алтаара» — возвышенный жертвенник). Притвор, или паперть, представляющий крыльцо или крытую площадку, иногда переходящую в галерею, когда-то предназначался для «оглашенных», т. е. готовящихся принять христианство, и для «кающихся» в грехах. В настоящее время притворы потеряли всякий смысл.
Алтарь у православных отгорожен от остального помещения иконостасом, состоящим из нескольких ярусов икон, расположенных по определенной «небесной иерархии»: первый ряд сверху — предтечи — ветхозаветные праотцы, в середине бог Саваоф, второй ряд — пророки, в центре богоматерь, третий ряд—праздники, иконы, изображающие земную жизнь Иисуса Христа и богородицы, четвертый ряд — моления святых перед Христом и пятый ряд—местные святые. Перед алтарем расположен амвон — возвышенное место, с которого читаются тексты из Евангелия и произносятся проповеди.
При строительстве христианских храмов немало заимствовалось от устройства древнегреческих театров. Иконостас — это, по существу, задняя часть греческого театра, тот же фасад с тремя дверями, из которых центральная, отличающаяся особенно роскошной отделкой, — «царские врата». Клиросы — это возвышение античного театра, на котором располагался хор. На сооружение христианских церквей оказало влияние и устройство языческих храмов. Они ставились на костях принесенного в жертву человека, при освящении христианской церкви тоже когда-то под престол обязательно клали кусочек кожи или кости от мощей святого.
Когда христианство в IV веке н. э. стало господствующей религией в Римской империи, многие языческие святилища были превращены в' места христианского культа. Только в Риме до двадцати языческих храмов было переделано в христианские церкви. В VII веке один из «отцов церкви» Анастасий писал: «Не превратился ли храм Аполлона в Ватикане в церковь апостолов, а храм Кастора и Поллукса на базарной площади в Риме — в церковь святых Козьмы и Дамиана? Разве Пантеон, который некогда был храмом всех идолов, не является теперь церковью девы и всех святых?»
Без особых изменений римский храм семи планет стал храмом Марии Ротонды. Лишь с портала сняли бронзу и перелили для украшения гробницы апостола Петра. Колонны и мрамор языческих храмов использовались для украшения церквей. Постамент статуи императора Марка Аврелия обратили в пьедестал для статуи апостола Павла, египетские обе¬лиски увенчали крестами. В древнегреческом Парфеноне, где был храм богини мудрости Афины Паллады, разместился христианский храм, в котором повесили икону святой Софии.
В богатом торговом городе Селевкии Афину Пал-ладу почитали как покровительницу и защитницу города от частых набегов его соседей. При введении христианства вместо Афины стали почитать мученицу Феклу, якобы спасшую город от варваров. Поклонники Феклы по привычке приносили в ее храм ворон и петухов, которые ранее посвящались Афине. При входе по-прежнему продавали мыло, чтобы паломники могли омыться и войти чистыми в святилище. Церковь девы Марии в Марселе, находящаяся недалеко от пристани, построена на месте древнего римского храма Дианы, который заменил еще более древнее капище финикийской богини Астарты. Церковь Марии расположена на холме и служит маяком для рыбаков. Когда они отправляются в море, то берут с собой «на счастье» камешки от подножия статуи Марии, стоящей перед храмом. В древности точно так же поступали финикийские, а затем римские рыбаки.
В VI веке папа Григорий I писал Августину, уполномоченному церкви в Британии: «Не следует

разрушать языческие храмы, а только идолов, освятив воду, окропить ею храмы, соорудить в них алтари и поставить мощи. Говорят, что народ имеет обыкновение приносить в жертву быков, надобно, чтобы этот обычай обратился бы в христианское торжество. Пусть приводят своих животных, которые будут убиваемы не как жертвы дьяволу, но для христианской трапезы».
Смешение христианства с язычеством особенно сильно проявилось при строительстве церквей на Руси. Церкви и часовни строились, как правило, в языческих священных рощах. Духовенство устраивало «явление икон» на почитаемых язычниками деревьях. «Повелиши рубати церкви и поставляши по местам,— говорится в летописи, — где же стояху ку¬миры. И постави церков... иде же стояще кумир Перун».
В 1953 году в Киеве во время раскопок было обнаружено языческое святилище, на месте которого в X веке была построена Десятинная церковь. В XI веке около города Ростова на месте, где стоял каменный идол Белее, был построен Богоявленский монастырь. В Новгороде церковь святого Власия была построена на месте мольбища богу скота Велесу. В ней находилась очень древняя икона, изображавшая этого святого, окруженного лошадьми, коровами, овцами, свиньями.
В некоторых местах Древней Руси были громадные каменные глыбы, служившие предметами религиозного культа. Им давали разные названия: Конь-камень, Баран-камень, Свинья-камень. Такие названия еще встречались в Саратовской и Новгородской губерниях в XIX веке. Эти каменные глыбы почитались защитниками от разных бедствий, и к ним обращались с просьбой уберечь от несчастий. На месте таких священных камней нередко воздвигали церкви. Около церкви в селе Ивановском Одоевского уезда Тульской губернии до 1917 года было два почитаемых камня: Баш и Башиха. В Петров день, после молебна божьей матери Умиления, верующие кланялись им и оставляли деньги, шерсть, холсты, которые потом забирал священник. Некоторые называли эти камни «Бог» и «Божиха», иные рассказывали, будто татарский сановник Баш с женой Башихой перед Смертью крестились, и на их могилу сами пришли и легли эти камни, а кое-кто утверждал, что если ударить по ним, то ослепнешь, а из камней потечет кровь. Остатки старинного культа камня местная церковь умело приспособила для извлечения выгоды. Подношения приурочивались к Петрову дню, ибо имя Петр в переводе с греческого означает — «камень».
Христианские храмы так же, как и языческие, считались земными жилищами небожителей. Один из «отцов церкви» Иоанн Златоуст писал: «В храме невидимо присутствует сам бог». Названия церквей показывают, кому посвящен храм: Петропавловский— апостолам Петру и Павлу, Андреевский — святому Андрею, Никольский — святому Николаю. В храме обычно находится икона этого святого. По¬толки в некоторых христианских храмах украшены изображениями солнца, звезд, что является пережит¬ком поклонения небесным светилам.
Как и языческие храмы, христианские церкви расположены алтарями на восток. Еще у древних египтян запад был местом жительства злых духов, потому что там лежала пустыня — область самумов (песчаных бурь). Святой Кирилл Иерусалимский поучал: «Запад есть место видимой тьмы, сатана во тьме имеет державу свою».
В алтаре христианских церквей так же, как в языческих храмах, имеется жертвенник. На жертвенном столе священник готовит «святые дары» — хлеб и вино, причащение которыми в христианском культе заменило жертвоприношения.
Ф. Энгельс писал: «...обычай жертвоприношения так глубоко вкоренился в нравы народов, что католицизм, восстановивший так много языческого, счел нужным приспособиться к этому обстоятельству введением хотя бы символического приношения да-ров» Ч Христианский культ целиком основан на жертвоприношениях: ладана, воска, масла (елея), хлеба и вина. Архимандрит Сергей Химбаро писал в XVI веке, что в православный алтарь приносят мясо, сыр, хлеб, овощи, мед для освящения.
Священнодействия в христианской церкви так же, как и в языческом храме, имеют магическое значение.
1 К. .Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 477.

Храм божий —это территория, на которой якобы кончается влияние «нечистой силы». При освящении католической церкви на полу вдоль обеих диагоналей писали алфавит, для того чтобы непрерывным и последовательным рядом букв создать., непреодолимую защиту от бесов. Когда-то верили, что если православный священник раскроет царские ворота в алтаре с молитвой: «Двери отверзи нам, пресвятая богородица», — то после этого якобы быстрее начнутся роды. Это пережиток древних верований, согласно которым подобное должно вызвать подобное.
Симеон Солунский писал, что «в вещах церковных приходит благодать божья». Все культовые предметы, начиная от богослужебных книг и кончая чашей для причастия, имели будто бы чудодейственную силу. Так, скоба от церковных дверей, штука¬турка от часовни якобы могут лечить болезни, зола из церковного кадила исцеляет от лихорадки и пьянства, вода с печатки, которой штампуют просфоры, помогает от «сглазу», вода с девяти икон излечивает от бессонницы. В Древней Руси приносили в церковь соль и клали ее под престол, чтобы она приобрела целебную силу.
Верующие приписывали церковной утвари сверхъестественные свойства амулетов и талисманов. Амулет в переводе с латинского означает «привеска», предмет, носимый людьми на теле как колдовское средство, предохраняющее от вредного влияния, удаляющее злых духов. Талисман — предмет, якобы могущий приносить счастье и удачу. Христиане верили, что, прикоснувшись к церковной утвари, можно по¬лучить «благодать». В старину некоторые наиболее чтимые амулеты были превращены в христианские святыни. Так, воронежская икона божьей матери «Знамение» в Преображенском соборе города Павловска была написана внутри большой морской раковины, которую до этого почитали как амулет.
Зажжение светильников и лампад перед иконами, курение ладана, коленопреклонение и падение ниц, обеты, богатые приношения в пользу церкви были и в языческих храмах.
Широко распространенный в языческом мире обычай инкубации, состоящий в том, что верующие про¬водили ночи в храме в надежде получить избавление от болезни или же откровение как ее излечить, В IV веке перешел к христианам, которые проводили у мощей мучеников недели и месяцы, ожидая исцеления.



Богослужение в церкви во многом напоминает культовые действия, проводившиеся в -храмах египетской богини Исиды. Жрецы показывали верующим «святые дары», свечи, устраивали совместные трапезы, на которых вкушали хлеб и вино, совер¬шали исповедь, соблюдали посты и т. д. Когда католические монахи попали в Тибет, то они крайне уди¬вились, встретив у ламаистов дарохранительницу, колокола, кадила, кропила, посох, ризы, благословение правой рукой, молебны, «святую воду», «изгнание бесов», исповедь и обряды, напоминающие христианские таинства — крещение и причащение.
Монахи были удивлены тем, что ламаистские коробочки с молитвами, потрясая которые, верующие ламаисты как бы читают молитвы, основаны на том же принципе, что и христианские четки. По ним монахи считают число совершаемых поклонов и молитв.
V православных четки называются лестовкой или вервицей. Лестовка — небольшая лента или шнур с нанизанными 103 шариками, называемыми бабочками.
У мусульман такие четки состоят из 100 шариков, обозначающих сто имен Аллаха.-
Дворянство и купечество в царской России сооружало церкви на потертые мужицкие пятаки, украшало золотом, серебром и драгоценными камнями иконостасы. «Праведно живет — с нищего дерет да на церковь кладет», — говорил народ. — «Иконы кра¬сит, а людей грабит».
К началу 1917 года в России было 68 897 церквей и часовен (храмы без престола). Строительство только Исаакиевского собора — одного из замечательнейших зданий в мире — стоило около 25 млн. рублей.
В храмах духовенство проповедовало покорность помещикам. В Москве в Государственной Третьяковской галерее висит картина известного русского художника В. Г. Перова «Проповедь в селе». Священ¬ник поучает верующих словами Евангелия «Несть бо власти, аще не от бога». Носители этой власти сидят перед амвоном, охраняемые дворецким, который отталкивает от господ старуху-нищенку. Старый помещик сладко спит. Молодая помещица, заслоняясь молитвенником, кокетничает с наклонившимся к ней молодым дворянином. На лице стоящего в первом ряду бедняка-крестьянина с двумя оборванными детьми написано недоверие к словам священника. Он почесывает голову в ответ на убеждения проповедника покаяться и возлюбить господ. Картина, написанная в 1861 году, разоблачает священников, этих духовных приказчиков помещиков, использующих религию как орудие угнетения трудящихся и затемнения их сознания.
Многие помещики прикрывали свой хищнический паразитизм, жестокость и разврат ханжеским благочестием. Таков главный персонаж романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Порфирий Головлев, прозванный родными Иудушкой-кровопи-вушкой. В письме к своей племяннице, которой он предлагает стать его любовницей, этот святоша ссылается на волю бога: «Сегодня я молил и просил боженьку, чтобы он оставил мне мою Анниньку. И боженька мне сказал: „возьми Анниньку за полненькую тальицу и прижми ее к своему сердцу"». Иудушка всегда рассчитывал на молитвы как на средство достижения успеха в своих грязных делишках. «Иудушка... был набожен и каждый день посвящал молитве несколько часов. Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния».


Источник: Л.И. Емелях «Происхождение христианского культа» Лениздат 1971 год.
Андрей Львович
Андрей Львович
Дедушка
Дедушка

Мужчина Откуда : Леополис
Работа/Хобби : Исследователь
Сообщения : 112
Дата регистрации : 2012-02-27

http://www.svidetely.org.ua

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения